Рубрика: Леонардо да винчи миссия моны лизы

Леонардо да винчи миссия моны лизы

Люди давно интуитивно чувствовали, что в этом портрете скрыта какая-то тайна Точная дата написания шедевра неизвестна. По некоторым данным, он был написан в период от до лет назад. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Но заказчик не узнал на портрете свою жену, и имя "Джоконда" стало условным. Многие современники да Винчи сомневались в личности женщины, изображенной на картине.

Споры о том, чей портрет на самом деле написал художник, не утихают и по сей день. Есть и другие вопросы. Леонардо прекрасно писал женские портреты. Но почему у него не было семьи, и за 67 лет он так и не влюбился ни в одну женщину? Почему после написания "Джоконды" в течение шестнадцати лет - до конца жизни - не расставался с портретом, всегда держал его в своей квартире и никому не показывал?

Давайте вместе с читателями Библиотеки Фолио посмотрим, что есть в коллекции библиотеки о художнике и его легендарной картине. Обратим особое внимание на прекрасно иллюстрированное издание книги Роберта Уоллеса "Мир Леонардо", подаренное библиотеке ее читательницей Светланой Юдиной. Затем заглянем в Интернет и посмотрим документальный фильм "Секреты и тайны "Моны Лизы" Леонардо да Винчи". В результате мы узнаем немного больше о картине, которая навсегда изменила искусство.

Гипотезы, гипотезы Еще в XVI веке Джорджо Вазари, соотечественник Леонардо, автор знаменитой "Биографии самых знаменитых живописцев, скульпторов и архитекторов", не мог объяснить, почему художник не подарил Франческо дель Джокондо портрет своей жены.

С тех пор появилось множество гипотез, авторы которых пытаются ответить на вопрос: кто изображен на картине? Наиболее интересной является гипотеза американских исследователей, которые пришли к выводу, что на портрете изображен сам Леонардо да Винчи. Такой вывод был сделан в результате сравнительного анализа автопортрета художника и "Джоконды" с помощью специальной компьютерной программы. Другие исследователи, сравнивая "Джоконду" с портретами знати того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей другие имена, если вдруг находили портретное сходство.

Портрет не совпадает с "Джокондой".

Но Леонардо, конечно, не писал свой автопортрет под видом Моны Лизы, которая действительно позировала. В противном случае он был бы уличен и осмеян сразу же возле портрета, поскольку было бы легко сравнить оригинал с его изображением.

Даже Рафаэль, великий художник, которому, несмотря на его молодость, был разрешен доступ к картине, не заметил ничего подобного. Под бременем Эдипова комплекса? Чтобы разгадать тайну "Джоконды", необходимо отметить как минимум два странных факта биографии Леонардо да Винчи. Во-первых, Леонардо не рисовал себя.

Ни один живописный автопортрет Леонардо не дошел до нас. Известен лишь рисунок, сделанный через несколько лет после создания "Джоконды".

Чем же вызвана неприязнь Леонардо к своей внешности? Во-вторых, Леонардо никогда не был женат. Кроме нежных чувств и намека на платоническую любовь к Чечилии Галлерини, любовнице Лодовико Моро, нет никаких свидетельств того, что он любил какую-либо женщину, хотя Леонардо был статным и красивым, сильным и мужественным, обходительным и образованным.

Почему Леонардо никогда не любил ни одну женщину? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте сначала рассмотрим раннее детство художника и историю семьи да Винчи. Отец Леонардо, нотариус Пьеро да Винчи, владел поместьем в окрестностях Винчи в тосканских Альбанских горах. Здесь, в горах, он встретил будущую мать Леонардо, девушку по имени Катерина. Она была простой крестьянской девушкой - сильной, здоровой и красивой. Сэру Пьеро было двадцать пять лет, когда в городе Сан-Марино он встретил Катерину.

Катерина родила Леонардо. Так Леонардо, едва родившись, был разлучен с матерью. Уже в пятилетнем возрасте он начал замечать, что какая-то женщина неотступно следует за ним. Это была Катерина, его мать. Он часто встречал ее во время своих прогулок. Катерина обычно стояла возле одного из домов деревни и с грустной улыбкой смотрела на Леонардо.

С точки зрения классического психоанализа, весьма вероятно, что у мальчика был так называемый Эдипов комплекс, который состоит из любви к матери и желания инцеста с ней при одновременной ревности и ненависти к отцу. В случае с Леонардо да Винчи, скорее всего, этот комплекс имел место, если не полностью, то хотя бы частично. В сознании Леонардо с детских лет запечатлелся образ Катерины, прекрасной крестьянки.

Для Леонардо она оставалась просто Катериной, даже когда во Флоренции он узнал, что жена Пьеро Задиры была его матерью. В записях Леонардо мы читаем: "Катерина появилась в день 16 июля того года. Он упорно отказывался называть ее матерью.

Лишенный матери с детства, Леонардо не мог вполне почувствовать, что такое сыновняя любовь к ней. Но он любил ее образ. Он был влюблен в свою собственную мать. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи. Вот почему он не писал автопортретов.

Леонард был влюблен в собственную мать.

Леонардо был очень похож на свою мать. Если он рисовал себя, на холсте появлялись черты его матери, но в мужском облике. По сути, это был образ его идеала, его кумира, но в гротескной форме. Учитывая состояние художника, легко понять, что это было трудно или невозможно для него вынести.

Постоянно находясь под бременем комплекса, Леонардо не мог не желать написать портрет Екатерины. Он отчетливо помнил дорогие ему черты лица. Однако для того, чтобы написать картину, достойную его кумира, картину, где Екатерина была бы как живая, ему нужна была модель. С уверенностью можно сказать только одно: художник писал ее портрет не на заказ. Леонардо намеренно подружился с месье Франческо дель Джоконде и предложил себя для написания портрета его жены. Что еще, кроме портретного сходства, могло привлечь художника к Моне Лизе?

Она грустно улыбнулась. Мона Лиза в это время все еще переживала смерть своей дочери. Грустная улыбка молодой женщины напомнила Леонардо улыбку Екатерины, его матери, которую он к тому времени уже похоронил.

Леонардо взялся написать для Франческо дель Джоконде портрет своей жены Моны Лизы и, проработав над ним четыре года, оставил его незаконченным. Под видом портрета Моны Лизы Леонардо написал портрет Екатерины. Имея перед собой живую модель, художник превратил хранившийся в его памяти схематический образ Екатерины в живой.

С другой стороны, благодаря тому, что было показано, где толще, а где реже, и как они расположены вокруг глаз в соответствии с порами кожи, нельзя было бы изобразить более естественно,

так писал о картине искусствовед Джорджо Вазари. Леонардо использовал "Мону Лизу" как отделочный материал. Фактически, "Джоконда" - это Катерина с кожей Моны Лизы. Только Леонардо был способен на такое - это тяжелая работа, работа одержимого.

Когда портрет был закончен, флорентийцы, кроме пейзажа, признали изображенную женщину Моной Лизой. Некоторое несоответствие между портретом и оригиналом они объясняли художественным видением автора, поскольку портреты часто не передавали модель с фотографической точностью, а скорее приукрашивали ее.

Поэтому Мону Лизу узнали все, кроме ее мужа. Франческо дель Джоконде понял, что на портрете изображена не его жена. Но он также не знал, что это Катерина, на которую Леонардо был похож в молодые годы. Именно этим обстоятельством объясняется столь странный на первый взгляд результат сравнительного компьютерного анализа "Джоконды" и автопортрета. Завершив работу над портретом, Леонардо немедленно покинул Флоренцию.

Картину он забрал с собой, так как она имела большую ценность только для него. До конца жизни он не расставался с портретом, постоянно храня его у себя и никому не показывая.

Еще один любопытный факт. Позже, после отъезда из Флоренции, Леонардо написал фон картины. Это горный пейзаж. Горы, которые подходят именно Катерине, а не кому-то другому. Это горы, в которых она родилась, это ее мир. Человек посвящает романы, а потом обливает их кислотой... Леонардо да Винчи, скрытный и гениальный, глубоко спрятал тайну "Джоконды".

Поэтому о ней постоянно пишут стихи, поэмы, рассказы и романы, снимают фильмы... Похищение Моны Лизы - тема новеллы Георга Гейма "Вор". которая дала название одноименному сборнику рассказов. Стихотворение Владимира Маяковского "Облако в штанах" написано под свежим впечатлением от похищения и возвращения картины: "...ты - Джоконда, которую надо украсть!

И украли"

I книга в сборнике Дмитрия Мережковского "Воскресшие боги" называется "Мона Лиза Джоконда" и посвящена этой теме.

Олдос Хаксли написал роман под названием "Улыбка Джоконды". Жоконда очень похожа на его героиню, с которой он постоянно сравнивает ее. В рассказе Рэя Брэдбери "Улыбка" вандалы из дегенеративного будущего разрывают картину на части, и герою удается спасти только улыбку, которую он прячет. Боб Шоу в рассказе "Шутка Джоконды" пытается разгадать загадку появления "голых Джоконд" в недалеком будущем с помощью телепата.

В романе Дэна Брауна и одноименном фильме "Код да Винчи", снятом Роном Ховардом, ключ к разгадке тайны лежит через знаменитые работы Леонардо, включая "Мону Лизу"

.

Картиной интересуются не только литераторы.


Навигация

thoughts on “Леонардо да винчи миссия моны лизы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *