Рубрика: Художественный образ в литературе -

Художественный образ в литературе -

Отличие литературного стиля от языкового стиля. Художественный образ Художественный образ - одна из важнейших категорий эстетики, определяющая сущность искусства, его специфику. Само искусство часто понимается как мышление в образах и противопоставляется понятийному мышлению, которое возникло на более позднем этапе развития человечества. Идея о том, что люди изначально мыслили конкретными образами, иначе они просто не умели этого делать, а абстрактное мышление возникло гораздо позже, была развита Дж. Виттигом.

Вико в своей книге "Основания новой науки о всеобщей природе народов". Например, из следующей поэтической фразы: "Кровь кипит в моем сердце" народы сделали одно слово "гнев". Архаическое мышление, а точнее, образное отражение и моделирование действительности сохранилось до наших дней и занимает центральное место в художественном творчестве.

И не только в творчестве. Образное "мышление" составляет основу человеческого мировоззрения, в котором образно и фантастически отражается реальность. Другими словами, каждый из нас привносит в картину мира, который мы себе представляем, некоторую долю своего воображения. Не случайно исследователи глубинной психологии от Фрейда до Фромма так часто отмечали близость сновидений и произведений художественной литературы.

Кроме того, художественный образ - это конкретная и чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который мы воспринимаем как существующий в реальности. Говоря о художественных образах, мы имеем в виду образы персонажей, действующих лиц произведения, и, конечно, прежде всего, людей. И это правильно. Однако в понятие "художественный образ" часто включают также различные предметы или явления, изображенные в произведении.

Некоторые ученые возражают против такого широкого понимания художественного образа, считая некорректным использование таких терминов, как "образ дерева", например, лиственницы в "Прощании с Матёрой" Распутина или дуба в "Войне и мире" Толстого, или "образ народа" в том же романе-эпопее Толстого. В таких случаях предлагается говорить об образной детали, которой может быть дерево, и об идее, теме или проблеме народа.

Еще сложнее обстоит дело с изображением животных. В некоторых известных произведениях - "Каштанка и Белобой" Чехова, "Холстомер" Толстого - животное выступает в качестве центрального персонажа, психология и мировоззрение которого воспроизведены достаточно подробно.

И все же между образом человека и образом животного есть принципиальная разница, которая не позволяет, в частности, серьезно анализировать последний, поскольку в самом художественном изображении происходит сознательная характеристика внутреннего мира животного с помощью понятий, относящихся к психологии человека.

Очевидно, что в понятие "художественный образ" с полным основанием могут быть включены только изображения человеческих персонажей. В остальных случаях использование этого термина подразумевает определенную степень условности, хотя его "расширительное" применение вполне допустимо. Для отечественного литературоведения "особенно характерен подход к образу как к живому и целостному организму, наиболее способному постичь всю правду бытия"

.

По сравнению с западной наукой, понятие "образ" в русском и советском литературоведении само по себе более "образно" и полисемантично, имеет менее дифференцированную сферу употребления. Вся полнота русского понятия "образ" проявляется лишь в ряде англо-американских терминов. Индивидуальные образы характеризуются своей оригинальностью и неповторимостью. Как правило, они являются плодом воображения писателя.

Индивидуальные образы чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов. Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в "Мастере и Маргарите" М. Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. Он содержит общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее социальных сфер Персонажи "Братьев Карамазовых" Ф.

Персонажи "Братьев Карамазовых".

Достоевский, пьесы А. Островского, "Сага о Форсайтах" Дж.Дж.Р.Р. Типичный образ - это высший уровень образа персонажа. Типичное - это наиболее вероятное, так сказать, образцовое для конкретной эпохи.

Передача типичных образов была одной из главных целей, а также достижений реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить "Отца Гориота и Гобсека" О. Толстого, "Мадам Бовари" Г. Флобера и др. Порой художественный образ может запечатлеть и социально-исторические приметы эпохи, и общечеловеческие черты того или иного персонажа, так называемые вечные образы - Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов, Тартюф. Образы-мотивы и топосы выходят за рамки отдельных героев.

Образ-мотив - устойчиво повторяющаяся тема в творчестве любого писателя, выраженная в различных аспектах путем варьирования его наиболее значимых элементов "Русь деревенская" С. Есенина, "Прекрасная дама" А. Читать далее: Почему Ольга Ильинская не смогла пробудить Обломова к активной жизни!!! Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла спасти Обломова? Брак Штольца и Ольги Топос-Грек.

Образ "маленького человека" в произведениях русских писателей - от А. Пушкина и Н. Гоголя до М.

В последние годы в науке о литературе широко используется понятие "архетип", пришедшее к нам из Греции. Впервые этот термин был использован немецкими романтиками в начале XIX века, но подлинную жизнь в различных областях знания ему придали работы швейцарского психолога К. К. Юнга.

Юнг понимал архетип как универсальный человеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Чаще всего архетипы - это мифологические образы.

По мнению Юнга, все человечество буквально "напичкано" ими, и архетипы гнездятся в подсознании человека, независимо от его национальности, образования или вкусов. Гениальные писатели-"визионеры", по терминологии Юнга, не только несут в себе эти образы, как и все люди, но и способны воспроизводить их, причем воспроизведение не является простой копией, а наполняется новым, современным содержанием. В этой связи К. Юнг сравнивает архетипы с руслами высохших рек, которые всегда готовы наполниться новой водой.

Юнгианское понимание архетипа во многом близко термину "мифологема", который широко используется в литературоведении в англоязычной литературе. Последний, как и архетип, включает в себя как мифологические образы, так и мифологические истории или их части.

Много внимания в литературоведении уделялось проблеме соотношения образа и символа. Он считал, что художественный образ должен отражать не столько видимый мир, сколько выражать то, что не может быть воспринято органами чувств. При таком понимании образ фактически превращался в символ. Согласно Фоме Аквинскому, символ должен был выражать, прежде всего, божественную сущность. Художественный образ не обязательно должен быть "сухим" и оторванным от предметной, чувственной реальности, как провозглашал Фома Аквинский.

Блоковская "Незнакомка" - пример великолепного символа и одновременно полнокровного живого образа, идеально вписанного в "предметную", земную реальность. Философы и писатели Вико, Гегель, Белинский и другие. Подобное упрощение характерно и для некоторых современных теоретиков, в лучшем случае определяющих образ как особый "иконический" знак семиотики, отчасти структурализма. Очевидно, что первобытные люди мыслили или мыслили не только посредством образов, как Дж.

Дж.

Вико, но и чувствовали, не только "отражали" действительность, но и создавали особый эстетический мир, тем самым изменяя и облагораживая реальный мир. Функции, выполняемые художественным образом, многочисленны и чрезвычайно важны. Среди них эстетическая, познавательная, воспитательная, коммуникативная и др. Ограничимся лишь одним примером. Иногда литературный образ, созданный гениальным художником, активно влияет на саму жизнь.

Так, в подражание гётевскому Вертеру "Печали юного Вертера" многие молодые люди, подобно герою романа, кончали жизнь самоубийством. Структура художественного образа одновременно консервативна и изменчива. Каждый художественный образ включает в себя как реальные впечатления автора, так и вымысел, но по мере развития искусства соотношение между этими компонентами меняется. <Так, в образах литературы Возрождения на первый план выдвигаются титанические страсти героев, в эпоху Просвещения главным объектом изображения становится "естественный" человек и рационализм, в реалистической литературе 19 века писатели стремятся к всестороннему освещению действительности, вскрывая противоречия человеческой природы и т.д. Если говорить об исторических судьбах образа, то вряд ли есть основания отделять древнее образное мышление от современного.

Если говорить об исторических судьбах образа, то вряд ли есть основания отделять древнее образное мышление от современного.

В то же время для каждой новой эпохи возникает потребность в новом прочтении образов, созданных ранее. Художественный образ - одна из самых многогранных и сложных литературных и философских категорий. И неудивительно, что научная литература, посвященная ему, чрезвычайно велика. Образ изучается не только литературоведами и философами, но и мифологами, антропологами, лингвистами, историками и психологами. Художественный образ в литературоведении Происхождение художественного образа Художественный образ является неотъемлемой частью понимания эстетики.

Образное мышление является неотъемлемой частью понимания эстетики.

Образное мышление часто противопоставляется понятийному. Считается, что образное мышление возникло первым, а понятийное - на более поздней стадии развития человечества. Эту мысль развивал Дж. Вико в своей работе "Основания новой науки о всеобщей природе народов" в году. До настоящего времени в художественном творчестве главным является образное мышление и архаическое моделирование действительности.

Навигация

thoughts on “Художественный образ в литературе -

  1. Жаль, что сейчас не могу высказаться - очень занят. Но вернусь - обязательно напишу что я думаю по этому вопросу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *