Рубрика: Формы административно-территориального устройства

Формы административно-территориального устройства

Это государство в себе представляет единое образование. Это наиболее распространенная форма государственного устройства в современном мире. Все больше государств в современном мире являются унитарными государствами. Каждый регион в унитарном государстве имеет только те полномочия, которые были делегированы ему центром. Центр может увеличивать или уменьшать количество регионов. Виды унитарных государств Унитарные государства можно разделить на централизованные и децентрализованные: централизованная система характеризуется назначением местных чиновников центральным правительством, которое осуществляет верховную власть над региональными органами; децентрализованная система имеет место, когда региональные органы формируются независимо от правительства, существует развитое территориальное самоуправление со значительной компетенцией, а центральное правительство оставляет за собой право только принимать решения.

Федеративные государства - федерация в пер. Другими словами, федерация - это государство, состоящее из частей, наделенных автономией республик, федеральных земель, областей, провинций, кантонов, эмиратов, автономных округов, краев и т.д. Федеративная форма государственного устройства известна со времен Древней Греции.

Там она представляла собой форму политической зависимости. Это были политические отношения между Грецией и Македонией, в которых правительства должны были полностью подчиняться Филиппу II во внешней политике, но сохраняли независимость во внутренней политике. В настоящее время части, входящие в состав федерации, обычно обладают широкой внутренней автономией и создают собственную правовую систему по определенным вопросам.

Денежно-кредитная, внешняя и оборонная политика страны являются общими в федерации. Субъекты федерации заключают между собой своего рода союзный договор и передают часть своих полномочий центральному правительству. В разных федерациях разное количество субъектов. Характерные черты федерации Можно выделить черты, общие для всех федеративных государств. Территория федеративного государства в политическом и административном отношении не является единым целым. Территория состоит из территорий субъектов федерации, лишенных права полноценного участия в международных отношениях и, как правило, не имеющих права на отделение.

Субъекты федерации обладают конституционной и законодательной властью, то есть имеют право принимать собственную конституцию и принимать в рамках разделения властей действующие законы на своей территории. Согласно принципу субординации, эти законодательные акты должны соответствовать федеральному законодательству.

Федеральные законодательные органы могут также издавать специальные правовые акты для отдельных членов федерации. Субъекты федерации могут иметь свою собственную правовую и судебную систему. Существует двойное гражданство: каждый гражданин в большинстве стран является гражданином союза и принадлежит к соответствующим субъектам федерации. Общефедеральный парламент обычно двухпалатный. Интересы субъектов федерации представляет верхняя палата. Существуют два принципа представительства субъектов федерации: принцип равного представительства (например, в США - по два сенатора от каждого из 50 штатов, а в Швейцарии - по два депутата от каждого из 26 кантонов в Совете кантонов) и принцип представительства, дифференцированного по численности населения в Австралии, Канаде, Германии.

Существует разделение полномочий между федерацией и ее субъектами. Политическая практика различных федеративных государств указывает на три типа решений в этом отношении. Это: дуалистический федерализм в США, Швейцарии, Мексике, Бразилии, Австралии, где федеральная конституция штата устанавливает сферу исключительной компетенции союзов, определяя вопросы, по которым только федеральные органы могут издавать нормативные акты; все остальное, не предусмотренное конституцией, относится к компетенции субъектов федерации; принцип исключительной компетенции объединения и сфера так называемой конкурентной компетенции в Австрии, Германии; трехкомпонентная система разделения компетенции, состоящая в разграничении исков и претензий, что является исключительной компетенцией штата.

Важной особенностью федеративного государства является двухканальная система налогообложения. Если в унитарном государстве все налоги, собираемые с граждан и организаций, поступают в общий бюджет унитарного государства, то в федеративном государстве существует два вида налогов: федеральные и местные.

Федеральные налоги, как правило, составляют большинство. Они поступают в федеральную казну, федеральный бюджет, и расходуются на общегосударственные нужды. Местные налоги идут на нужды того самого субъекта федерации, в котором живут эти люди и работают эти организации.

Местные налоги идут на нужды того субъекта федерации, в котором живут и работают эти люди.

Классификация федеральных государств Федеральные государства можно классифицировать по следующим критериям: По способу образования федерации: договорные - создаются на основе соглашения между субъектами о создании федеративного государства.

Федеральные государства можно классифицировать по следующим критериям.

Особенностью таких федераций является то, что ее субъекты могут претендовать на определенные суверенные права в такой сделке США, Германия ; Союзные - возникают на основе преобразования унитарных государств Бельгия, Канада ; Конституционные федерации - возникают на основе конституции, в которой закреплен правовой статус субъектов федерации США ; Конституционно - договорные федерации - возникают на основе соглашения с последующей реализацией правового статуса субъектов федерации в конституции

По смысловому критерию или способу формирования субъектов федерации: территориальные федерации - географические признаки, плотность населения, населенные пункты, хозяйственно-экономические связи и другие - США, Мексика, Бразилия; национальные федерации - основаны на принципе территориального распределения через национальный состав ее субъектов Чехословакия, Югославия; смешанные федерации - за принцип территориального деления взяты национальные и территориальные критерии России.

По правовому статусу субъектов федерации: симметричные - все субъекты федерации имеют равный политико-правовой статус, обладают одинаковыми правами США, Германия, РФ; асимметричные - субъекты федерации имеют неравный политико-правовой статус Индия. По способу осуществления властных полномочий: централизованная - основные решения принимаются центром, субъекты имеют ограниченные права в принятии некоторых решений Индия, Мексика, Бразилия; децентрализованная - субъекты имеют достаточно широкие полномочия в регулировании своих внутренних проблем.

В централизованной федерации федеральный центр получает больше полномочий, чем субъекты. В децентрализованных федерациях субъекты иногда могут иметь даже такие полномочия, на которые центр никак не может повлиять. В симметричной федерации все субъекты обладают примерно одинаковым набором полномочий и примерно одинаково связаны с федеральным центром. В асимметричной федерации некоторые субъекты имеют дополнительные права, которых нет у других частей федерации.

Если территория страны делится на субъекты просто для удобства управления, то такая федерация строится на территориальной основе. Но есть федерации, которые делятся на субъекты в зависимости от количества народов, проживающих на их территории - это федерации на национальной основе. Сецессия Выход субъекта из состава федерации в политологии называется сецессией. Несмотря на то, что официально субъекты никак не являются частью федеративного государства, практически все попытки выхода из состава федерации заканчивались гражданскими войнами или государственными переворотами.

Примером гражданской войны, возникшей в результате попытки некоторых субъектов объявить об отделении, стала гражданская война в США между Севером и Югом, когда шесть южных штатов отделились от основной части США и образовали собственную конфедерацию. Советские конституции закрепляли право республик на выход из состава Советского Союза. В западной политологии, где Советский Союз также считался федеративным государством, неоднократно говорилось, что это право было только внешним, т.е. входящие в состав СССР республики не могли им воспользоваться в полной мере.

В действительности, в современном мире ни одно федеративное государство не прописывает условия и порядок выхода каких-либо субъектов из состава федерации. Поэтому даже если это право и предусмотрено в учебниках политологии, в реальной политической жизни оно практически нереализуемо.

Конфедерации и конфедеративные государства Конфедерация, в переводе с латинского "confederasio" - "единство", - это политический союз двух или более государств для определенных, обычно военных и экономических целей, каждое из которых остается независимым.

Такой союз, по сравнению с федерацией, временно объединяется для тех или иных целей и теряет свою силу, когда государства не хотят отдавать часть своих полномочий наднациональным органам и желают сохранить свою полную независимость.

Конфедерация - это прежде всего форма правления или общественного устройства. Государство-конфедерация имеет собственные органы государственной власти и управления, но при этом создает специальные органы для координации деятельности в определенных, четко определенных областях, прежде всего в военной, реже во внешнеполитической, экономической и других сферах.

Характеристика конфедераций Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это союз государств. Правовой статус федерации определяется национальным законодательством. Правовой статус конфедерации обычно определяется международным правом. Тем не менее, национальное право, особенно конституционное, также играет здесь важную роль. Поскольку конфедерация формируется по определенным вопросам, ее предмет не охватывает очень широкую проблематику.

Основными сферами деятельности наднациональных конфедеративных органов являются: внешняя политика;.


Навигация

thoughts on “Формы административно-территориального устройства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *